Положение о рабочей программе

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета
МБОУ «СШ № 1
им. М. Губанова»
протокол № 12 от 30.08.2022

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СШ № 1
им. М. Губанова»
Приказ от 30.08.2022 г. № 612

ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о рабочей программе (далее - Положение) регулирует оформление,
структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по учебным предметам,
курсам и модулям учебного плана и плана внеурочной деятельности Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 города Евпатории Республики Крым» (далее школа).
1.2. Положение разработано в соответствии со следующим:











Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
от 31.05.2021 № 286;
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
от 31.05.2021 № 287;
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009
№ 373;
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010
№ 1897;
ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012
№ 413;
Уставом ОО;
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся в ОО.

1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
рабочая программа
- документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно
к целям ООП общего образования и возможностям конкретного учебного
предмета/курса/модуля в достижении этих целей;
 примерная программа


- учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание
образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные
условия образовательной деятельности;
 - оценочные средства
- методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы.
1.4. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мера
ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются должностной
инструкцией педагогического работника.
1.5. Рабочая программа является служебным произведением; исключительное право на нее
принадлежит работодателю.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом:
требований ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее - ФГОС
третьего поколения);
 требований ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; ФГОС
ООО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; ФГОС СОО,
утвержденного приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (далее - ФГОС второго
поколения);
 локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2.


2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе
и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП НОО и ООО, разработанных по ФГОС третьего
поколения.
2.2.1. Рабочие программы ООП НОО и ООО, разработанных по ФГОС третьего поколения, должны
содержать следующие обязательные компоненты:
 общая характеристика учебного предмета, курса;
 цели изучения учебного предмета, курса;
 место учебного предмета, курса в учебном плане;

содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;
 планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
 тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых
на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля, виды деятельности обучающихся, виды и формы контроля,
возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных
ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.


2.2.2. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте 2.2.1 настоящего

Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий в разделе «Содержание
учебного курса».
2.2.3. Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с учетом рабочей программы
воспитания. Отобразить формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке
к рабочей программе.
2.3. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной
деятельности, ООП НОО, ООО и СОО, разработанных по ФГОС второго поколения.
2.3.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов ООП НОО, ООО и СОО, разработанных
по ФГОС второго поколения, должны содержать следующие обязательные компоненты:





цели и задачи учебного предмета;
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы (всего, контрольные и практические работы).

2.3.2. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности ООП НОО, ООО и СОО, разработанных
по ФГОС второго поколения, должны содержать следующие обязательные компоненты:





цели и задачи курса;
планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности;
тематическое планирование, с указанием количества часов.

2.3.3. Рабочие программы по ФГОС второго поколения формируются с учетом рабочей программы
воспитания. Отобразить учет воспитательного потенциала уроков в пояснительной записке к рабочей
программе.
2.4. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и раздел «Планируемые
результаты освоения учебного предмета, курса» по ФГОС второго поколения конкретизируют
соответствующий раздел Пояснительной записки ООП (по уровням общего образования) исходя
из требований ФГОС общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета,
курса, модуля подлежат оценке их достижения учащимися.
В разделе кратко фиксируются:



требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
система оценки достижения планируемых результатов (Приложение оценочных материалов).

2.5. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и раздел «Содержание учебного предмета, курса»
по ФГОС второго поколения включают:
краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому тематическому
разделу с учетом требований ФГОС общего образования;
 ключевые темы в их взаимосвязи;
 преемственность по годам изучения (если актуально).


2.5.1. При проектировании содержания рабочих программ по учебному предмету «Иностранный
язык» рекомендуется учитывать:

•
Раздел рабочей программы «Содержание» должен быть представлен следующими
компонентами: предметное содержание речи; коммуникативные умения в основных видах
речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо; языковые средства и навыки
пользования ими; социокультурные знания и умения; общеучебные умения и специальные
(предметные) умения; компенсаторные умения.
2.6. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде таблицы, состоящей
из граф:



наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися;
количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела.

2.6.1. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ ООП НОО и ООО, разработанных
по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте 2.6 настоящего Положения,
должен содержать виды деятельности обучающихся, а также информацию об электронных учебнометодических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы. В качестве
электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использование мультимедийных
программ, электронных учебников и задачников, электронных библиотек, виртуальных
лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых образовательных ресурсов.
2.6.2. Тематическое планирование по предмету «Иностранный язык» должно соответствовать
реализуемой программе: в нем должны быть отражены предметное содержание речи в соответствии
с рабочей программой.
•
Рабочие программы по предмету «Второй иностранный язык» имеют такую же структуру, как
и рабочие программы по первому иностранному языку.
2.6.3. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарнотематического планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный год.
Раздел «Календарно-тематическое планирование», разработанных по ФГОС второго поколения
оформляется в виде таблицы, состоящей из колонок:





номер урока по порядку (план, факт)
наименование раздела/темы урока;
дата проведения урока по плану;
дата проведения урока фактически.

Раздел «Календарно-тематическое планирование», разработанных по ФГОС третьего поколения
оформляется в виде таблицы, состоящей из колонок:






номер урока по порядку (план, факт)
наименование раздела/темы урока;
количество часов (всего по теме, контрольных и практических работ);
виды и формы контроля
дата проведения урока (план, факт).

3. Порядок разработки рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования)
педагогическим работником в соответствии с его компетенцией.

3.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода,
на который разрабатывает рабочую программу:




учебный год;
период реализации ООП;
срок освоения учебного предмета, курса (в том числе внеурочной деятельности), модуля.

3.3. Рабочая программа может быть разработана на основе:







примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования
в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности) /учебного модуля;
примерной программы, входящей в учебно-методический комплект;
авторской программы;
учебной и методической литературы;
другого материала.

3.4. Педагогический работник вправе:
варьировать содержание разделов, темы, обозначенные в примерной программе;
устанавливать последовательность изучения тем;
распределять учебный материал внутри тем;
определять время, отводимое на изучение темы;
выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения
и воспитания;
 подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.






3.5. Педагогический работник вправе представить рабочую программу на заседании методического
объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения или неодобрения
рабочей программы. Обязательному представлению на заседании методического объединения
подлежат рабочие программы, разработанные составителем на основе учебно-методической
литературы (рабочие программы элективов, факультативов, курсов внеурочной деятельности)
и имеющие более 50 процентов авторских подходов к организации содержания учебного материала.
3.6. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования) приказом
руководителя ОО.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте (1 экземпляр).
4.2. Печатный вариант рабочей программы хранится в методическом кабинете ОУ. Электронный
вариант рабочей программы хранится в папке «Завуч» на локальном диске «Школа».
4.3. С целью включения в содержательный раздел ООП (по уровням общего образования) перечня
реализуемых рабочих программ разработчик рабочей программы готовит в электронном виде
аннотацию, где указывается:





название рабочей программы;
краткая характеристика программы;
срок, на который разработана рабочая программа;
список приложений к рабочей программе.

4.4. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New
Roman, кегль 12–14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех

сторон - 1,3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы
формата А4; таблицы встраиваются непосредственно в текст. Тематическое и календарнотематическое планирование (см. п. 2.6 Положения) представляются в виде таблицы. Титульный лист
рабочей программы не нумеруют.
4.5. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию, за исключением аннотации.
4.6. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в течение всего периода ее реализации.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ
о внесении изменений в основную образовательную программу в части корректировки содержания
рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:





укрупнения дидактических единиц;
сокращения часов на проверочные работы;
оптимизации домашних заданий;
вывода (на уровне среднего общего образования) части
на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.

учебного

материала

5.3. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела
из программы.
5.4. Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и порядку, установленным
в приказе руководителя о внесении изменений в ООП.
Настоящее положение вступает в силу с момента его подписания и действует до момента
принятия следующего.

ОБРАЗЕЦ (по ФГОС третьего поколения)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов

все
го

контроль
практи
ные
ческие
работы
работы
Раздел (модуль) 1. ………………………………………..
1
1
0
0
2
1
0
0
3
2
0
1

Виды
деятельности

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ОБРАЗЕЦ (по ФГОС третьего поколения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
по
по
плану факту
1
1

2

Дата
Раздел/Тема урока

Количество
часов

Виды,
формы
контроля
3
4
5
Раздел 1. «…………………………………..». (17ч)
Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.
Устный
Введение.
опрос.

по
плану

по
факту

6

7

Рекомендуемая форма тематического плана по предмету «Иностранный язык» (ОБРАЗЕЦ).
№ Название
модуля

1.

………………

Кол-во
уроков

Кол-во
контролей

5

2

Планируемые результаты ЭОР/ЦОР (в рабочей
программе для 5-х классов
на 2022/2023 учебный год в
соответствии
с
требованиями обновлённых
ФГОС ООО.
…………………………
………………………..

Рекомендуемая форма календарно-тематического плана по предмету «Иностранный язык» (ОБРАЗЕЦ).
№
п/п
1

Тема
урока/
контроля
…….....

Аудиро
вание

Чтение

Говорение

……….

………

………

Письмо

Лексика

Грам
матика

Количест
во часов

Виды,
формы
контроля

Дата
по
плану

Дата
по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».