Положение об организации уроков оцениванию по предмету Физическая культура

РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического
совета
МБОУ «СШ № 1
им. М. Губанова»
протокол № 12 от 30.08.2022

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СШ
№1
им. М. Губанова»
Приказ от 30.08.2022 г.
№ 612

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации уроков и оценивании обучающихся по предмету «Физическая культура»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Максима Губанова города
Евпатории Республики Крым»
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и
правовыми актами:
- Федеральный
закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329- ФЗ «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. МД-№ 583/19
методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий
физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»,
- Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства
Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской
Академии образования от 16 июля 2002 года № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса
физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
- Приказом Минздравом России от 21.12.2012 г № 1346н «О порядке прохождения
несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в
общеобразовательные учреждения и в период обучения в них»,
- Приказом Минздравом России от 30.12.2003 г № 621 «О комплексной оценке состояния
здоровья детей».
2. Требования к организации уроков физической культуры и внешнему виду учащихся
2.1. В целях организованного начала и окончания урока, организации учащихся в
раздевалках, с целью недопущения случаев травматизма и правонарушений, соблюдения
санитарно - гигиенических норм установлен следующий порядок:
- учащиеся допускаются в раздевалку спортзала за 3- 5 минут до звонка на урок; - на
переодевание учащихся после урока физической культуры отводится 5-7 минут;
- во время урока обучающиеся не должны находиться в раздевалках;

- учащимся запрещается выходить из зала без разрешения учителя; уроки физической
культуры проводятся согласно методическим рекомендациям:
1. Вводная часть урока. (Организация учащихся. Подготовительные упражнения).
2. Основная часть урока. (Последовательное продолжение вводной. Решение основных
педагогических задач урока).
З. Заключительная часть урока. (Снижение нагрузки. Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование отметок).
2.2. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную
форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно
требованиям техники безопасности и охраны труда.
2.3. Спортивная форма для уроков физической культуры:
для зала:

-

1-4 классы: белые футболки, темные спортивные шорты или брюки, носки, кеды

(кроссовки);
5-11 классы: белые футболки, спортивные шорты или брюки, носки, кеды
(кроссовки) в соответствии с видом спорта, изучаемого по программе;

-

для улицы (осенний и весенний период):
спортивный костюм, шорты, лосины, футболка или толстовка, носки, кеды
(кроссовки), в соответствии с погодой куртка, шапки, перчатки;
2.4. Если учащийся не имеет спортивной формы:

-

-

он не выполняет физические нагрузки;

обучающийся должен находиться на уроке физической культуры, изучать
теоретический учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания
учителя физкультуры;
неудовлетворительная оценка за отсутствие спортивной формы на уроке ученику не
выставляется;

-

при отсутствии у обучающегося спортивной формы учитель обязан сделать
соответствующую запись в дневнике.

-

2.5. Обучающиеся освобожденные от физической нагрузки на уроках физической
культуры, от предмета «физическая культура» не освобождаются. Учитель физической культуры
определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий с данными обучающимися на
предстоящий урок:

-

теоретическое изучение материала;
интеллектуальные игры (шашки, шахматы);

посильная помощь в судействе или организации урока.
2.6. Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, находятся в помещении
спортивного зала или на спортивной площадке под присмотром учителя физической культуры
(так как школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время
образовательного процесса (п. 6 ст.28, п.1 п.п.8 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)).
3. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся по физической культуре

З. 1. Учет успеваемости по физической культуре обучающихся проводится в течение всего
учебного года и решает следующие задачи:

-

определение уровня знаний обучающихся разных классов;

формирование интереса всех
самостоятельным занятиям физическими
двигательному режиму;

категорий обучающихся к школьным и
упражнениями, суточному и недельному

воспитание ответственного отношения обучающихся к собственному здоровью,
здоровому образу жизни.
3.2. Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе. Оценивание
учащихся I класса - вербальное.

-

При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка,
способности.

3.3.

Критерии оценивания учебных достижений учащихся по физической культуре.

Критерии оценивания
количественными.

по

физической

культуре

являются

качественными

и

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным
материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурнооздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания и
образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической
подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических
способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний,
что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют
не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая
темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не
в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические
и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным,
внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и
дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Общая отметка успеваемости складывается по видам программ: гимнастике,
баскетболу, легкой атлетике, волейболу, подвижным играм, лыжной подготовке путем сложения
конечных отметок, полученных обучающимся по всем видам движений, и отметок за выполнение
контрольных упражнений и нормативов.
Отметка успеваемости за учебный год производится на основании отметок за учебные
четверти с учетом общих отметок по отдельным разделам программы. При этом
преимущественное значение имеют отметки за умения и навыки осуществлять собственно
двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

3.4.

4. Порядок оценивания результатов физического воспитания
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании
обязательно выставляется отметка по физической культуре.
4.1. Оценивание обучающихся 1-х классов осуществляется согласно Положению о
безотметочном обучении.

4.2. Оценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры
Текущее оценивание:
Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.
При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка,
способности.
Итоговое оценивание
Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в
течение триместра (полугодия).
Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки – не менее 5.
4.3. Оценивание учащихся 2-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой на
длительный срок (на учебный период) или освобожденных после болезни и не имеющих
количество текущих оценок, достаточное для выставления итоговой оценки.
4.3.1. Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится на уроке
(в спортивном зале, на стадионе).
Если урок первый или последний, то по заявлению родителей, учащийся может находиться
дома.
4.3.2. Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и
выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке.
4.4. Оценивание учащихся 9,11 классов, освобожденных от занятий физкультурой на
учебный год.
4.4.1. Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится на уроке (если
урок первый или последний, то учащийся находится дома по заявлению родителей).
4.4.2. Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и
выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке. Если учащийся
имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки
происходит на основании выполнения письменного задания.
4.4.3. Порядок выполнения и сдачи задания.
Учащиеся выпускных классов оцениваются по результатам сдачи рефератов за учебный
год (5 рефератов).
Вначале курса во время консультаций учитель предлагает учащемуся тему реферата,
знакомит с правилами оформления рефератов, составляет с учеником план реферата.
Защита реферата происходит в присутствии комиссии, состоящей из двух преподавателей
физической культуры и заместителя директора по УВР, за две недели до окончания курса.
При оценивании реферата учитывается:
- правильность оформления;
- соответствие содержания поставленным перед учеником в начале курса задачам
(соответствие плану, составленному совместно с учителем);

- устный ответ (краткий обзор написанного реферата, ответы на вопросы по реферату).
4.5. Оценивание учащихся 9-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой после
болезни и имеющих недостаточное для выставления итоговой оценки количество оценок.
4.5.1. Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится на уроке (если
урок первый или последний, то учащийся находится дома).
4.5.2. Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и
выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке.
4.5.3. Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то
выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания.
5. Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в зависимости от
следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных
залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении
спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко
мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные
изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков,
умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или
полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по
физической культуре, для своего возраста.
5. Выполняет
все
теоретические
или
иные
задания
учителя,
овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или
корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований
между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми
навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической
культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в зависимости от
следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных
залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении
спортивных упражнений занятий.

3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при
этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в
физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков,
умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или
полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по
физической культуре, для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики,
оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми
теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры
зависимости от следующих конкретных условий.

- 3 (удовлетворительно), в

1.
Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с погодными
условиями, видом спортивного занятия или урока.
2.
Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при
выполнении спортивных упражнений занятий.
3.
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но
положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть
замечены учителем физической культуры.
4.
Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в
развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.
5.
Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, навыками
самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми
теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно), в
зависимости от следующих конкретных условий:
1.
Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом
не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных
изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены
учителем физической культуры.
2.
Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и
в развитии физических или морально-волевых качеств.
3.
Не
выполнял
теоретические
или
иные
задания
учителя,
не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или
корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в
области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 1(единица)

1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с видом спортивного занятия.
2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической
культуры.
3. При нарушении техники безопасности вовремя сдачи зачетного упражнения на уроках
физической культуры, учащемуся может быть снижена оценка на один балл
6. Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры учащихся СМГ.
6.1. При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки
по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение
всех рекомендаций учителя физической культуры.
6.2. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе,
аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.
6.3. Обучающихся в СМГ необходимо оценивать их успехи в формировании навыков
здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
6.4. При выставлении текущей отметки обучающимся необходимо соблюдать особый такт,
быть максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким
образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия
физической культурой.
6.5. Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических занятий, а
также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
6.6. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии
физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя,
овладел доступными ему навыками.
7. Группы здоровья
7.1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры
все обучающиеся МБОУ «СШ №1 им. М. Губанова» в зависимости от состояния здоровья
делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу.
Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической
нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Отнесение ребенка к
соответствующей группе здоровья происходит на основании Листа здоровья в журнале,
заполненного медицинским персоналом школы.
К основной медицинской группе относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное
состояние здоровья:
обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии,
имеющие хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую
подготовленность (I и частично II группы здоровья).

-

с незначительными, чаще функциональными отклонениями, но не отстающие в
физическом развитии и физической подготовленности от своей возрастно-половой группы (II
группа здоровья).

-

К подготовительной медицинской группе относятся обучающиеся с недостаточным
физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные
отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься
физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в
объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных):
К подготовительной медицинской группе относятся:
обучающиеся, имеющие морфофункциональные отклонения и хронические
заболевания в стадии ремиссии (не менее 3-5 лет) (II и частично III группы здоровья).

-

после перенесенных острых респираторных инфекций и других заболеваний, а
также физически слабо подготовленные обучающиеся.

-

К специальной медицинской группе относятся обучающиеся, которые на основании
медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой
по программе для основной группы.
Специальная медицинская группа «А»:
обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного
(хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного
характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенные к выполнению учебной и
производственной работы (Ш группа здоровья).

-

Специальная медицинская группа «В»:
обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья
постоянного (хронические заболевания в стадии субкомпенсации) и временного характера, но
без выраженных нарушений самочувствия.

-

7.2. Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из СМГ в
подготовительную, далее в основную и наоборот) проводится на основании справки врачапедиатра поликлиники. На основании этого документа медсестра школы в классном журнале на
странице «Листок здоровья» напротив фамилии учащегося делает отметку: «Переведён(а) в
группу на основании справки №____от____».
7.3. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по специальным
учебным программам. Задания на уроке для обучающихся, отнесенных к различным группам
здоровья, отличаются объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к
уровню освоения учебного материала.
8. Организация и проведение уроков физкультуры для обучающихся, отнесенным по
состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе «А»
8.1. Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной группе
уроки физкультуры проводятся совместно с классом согласно основному расписанию.
Важнейшее требование к уроку обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с
учетом их состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности.
8.2. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные
принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность,
разносторонность.
8.3. Занятия физической культурой с детьми, отнесёнными к спецмедгруппе «А»,
планируются отдельно от основного расписания и проводятся 2 раза в неделю. Группы для
проведения занятий наполняемостью 10-12 человек организуются для обучающихся 1-11
классов. Комплектуются разновозрастные группы из обучающихся 1-4, 5-8, 9-11 классов.

8.4. Группы обучающихся, отнесенных к спецмедгруппе, комплектуются для занятий
физической культурой по заявлению родителей (законных представителей), оформляются
приказом директора школы в начале учебного года и в начале второго полугодия.
Ответственность за посещение занятий возлагается на родителей, учителя, ведущего эти
занятия, и классного руководителя, контролируется заместителем директора по УВР.
8.5. Посещения обучающимися спецмедгруппы являются обязательными. Во время уроков
физической культуры по расписанию учебных занятий обучающиеся, отнесённые к
спецмедгруппе «А», находятся вместе с классом в спортивном зале школы или на спортивной
площадке.
9. Организация и проведение уроков физкультуры для обучающихся, отнесенных по
состоянию здоровья к спецмедгруппе «В»
9.1. Обучающимся, отнесенным к спецмедгруппе «В», рекомендовано освобождение от
физической нагрузки на уроках физической культуры в ОУ.
9.2. Обучающиеся, отнесённые к специальной медицинской группе «В», от предмета
«физическая культура» не освобождаются. Учитель физической культуры определяет вид,
степень и уровень физических или иных занятий с данными обучающимися на предстоящий урок:

-

теоретическое изучение материала;
интеллектуальные игры (шашки, шахматы);

посильная помощь в судействе или организации урока.
9.3. Обучающиеся, отнесённые к специальной медицинской группе «В», во время урока
физической культуры находятся в помещении спортивного зала или на спортивной площадке под
присмотром учителя физической культуры (так как школа несет ответственность за жизнь и
здоровье обучающихся во время образовательного процесса (п. 6 ст.28, п.1 п.п.8 ст.41
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
9.4. Обучающимся, относящимся к специальной медицинской группе «В», проходят
занятия ЛФК в отделениях ЛФК городской поликлиники.
10. Особенности оценивания учебных достижений учащихся подготовительной группы и
специальной медицинской группы «А»
10.1. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской
группе, аттестуются по результатам выполнения требований учебных программ.
В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. МД№ 583/19 методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией
занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
рекомендуется:
итоговую отметку по физической культуре выставлять с учетом теоретических и
практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно оздоровительную и спортивно- оздоровительную деятельность);
основной акцент в оценивании должен быть сделан на стойкую мотивацию
учащихся к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей;

-

положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не
продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии
физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя,
овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной и
корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

-

10.2. При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ «А» учитель должен
соблюдать особый такт, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом,
чтобы она способствовала развитию обучающегося, стимулировала его дальнейшие занятия
физической культурой.
10.3.B аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании
обязательно выставляется отметка по физической культуре.
11. Особенности оценивания учебных достижений обучающихся, временно
освобожденных или освобождённых на весь учебный год от физических нагрузок на
уроках физической культуры
11.1. Если обучающийся 2-11 классов имеет освобождение, но выполняет посильные
задания учителя, то оценивание происходит на уроке.
11.2. Если обучающийся 2-11 классов имеет освобождение, то выставление четвертной
оценки происходит на основании выполнения письменного задания.
11.3. Порядок выполнения и сдачи задания:
после предоставления справки об освобождении от физической нагрузки на уроках
физической культуры учитель предоставляет обучающемуся задания по теоретическому
материалу.

-

теоретический материал должен соответствовать программному материалу,
результатам обучения и возрасту обучающихся;

-

в течение четверти (полугодия) обучающиеся выполняют задания из выданных в
начале четверти и получают отметку за каждый ответ.
Настоящее положение вступает в силу с момента его подписания и действует до момента
принятия следующего.

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».